РУС БЕЛ ENG

Специальное образование

Что такое ПМПК?

ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия.

 

Целью диагностической деятельности ЦКРОиР является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования. Для проведения психолого-медико-педегогического обследования детей с особенностями психофизического развития содается психолого-медико-педагогическая комиссия.

 

Документы, необходимые для прохождения ПМПК    

При проведении психолого-медико-педагогического обследования законные представители (родители) ребенка предоставляют членам комиссии следующие документы (Перечень документов предоставляемых на ПМПК указан  в Положении о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации):

 - выписка из истории развития ребенка с заключениями специалистов (отоларинголога, офтальмолога, невролога и др.);

 - заключение детского врача-психиатра;

 - заключение ВКК (из поликлиники), с указанием функционального класса (ФК) и указанием: может или не может ребенок посещать ЦКРОиР;

 - психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, где обучается (или воспитывается) ребенок;

 - рабочие материалы ребенка: рисунки, аппликации и др. (для дошкольника); тетради по русскому языку, математике (для школьника).

​Предоставленные документы в полном объеме позволяют членам комиссии выявить причины того или иного нарушения (проблемы), определения подбора максимального объема диагностических методик для проведения углубленного изучения характера нарушения, формулирования рекомендаций для родителей и специалистов.

 

Психолого-медико-педагогическое обследование проводится в обязательном порядке при:

  • переводе ребёнка с особенностями психофизического развития из специального учреждения образования в класс интегрированного обучения учреждения образования общего типа;
  • принятии решения о переводе ребёнка на другую учебную программу специального образования или учебную программу для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.
  • переходе ребёнка, имеющего трудности в обучении, нарушения речи из начального в среднее звено.
  • переходе ребёнка с ОПФР из дошкольного учреждения в школу.
  •  

Как проходит обследование на ПМПК?

На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. 

Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок сидит перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы и дают задания.

 

Подготовка ребенка к  прохождению ПМПК

Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка.

Что спрашивают на ПМПК?

  • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.

  • Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин,  распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).

  • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.

  • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.

  • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:

    • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)

    • антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)

    • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

А также просят определить наличие звука в слове, их последовательность, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

  • Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.

  • Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).

  • Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики.

Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

 

Результаты ПМПК

Комиссия после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение ЦКРОиР содержащее:

-  описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;

- рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании ему специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего, дополнительного образования.

На заключении ЦКРОиР в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития и образовательной программе специального образования.

Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении ЦКРОиР и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного ЦКРОиР, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членам комиссии.

График проведения консультаций

 учителя-дефектолога ПКПП Бардадын М.М. на 2023/2024 учебный год

 

Время проведения консультации

Тема консультации

Группа лиц, для которых проводится консультация

День недели (последний четверг месяца)

Время начала и окончания консультации

28.09.2023

8:35 - 9:05

Особенности организации коррекционно-педагогической помощи в ПКПП в 2023/2024 учебном году

Почему не стоит бояться учителя-дефектолога?

Для законных представителей  учащихся

26.10.2023

8:35 - 9:05

Комплекс упражнений по развитию речи для детей, рекомендуемых родителям для домашних занятий

Для законных представителей  учащихся

30.11.2022

8:35 - 9:05

Воспитание правильного звукопроизношения в домашних условиях

Для законных представителей  учащихся 

28.12.2022

8:35 - 9:05

Работа учителя-дефектолога по предупреждению и коррекции дисграфии у младших школьников в условиях ПКПП.

Промежуточные результаты коррекционно-педагогической работы.  

Для учителей I ступени общего среднего образования

25.01.2024

8:35 - 9:05

Шпаргалка для родителей и педагогов «Использование игр и игровых приёмов для коррекции дисграфии». Рекомендации родителям по подготовке к прохождению ПМПК.  

Для законных представителей  учащихся

29.02.2024

8:35 - 9:05

Речевые игры, упражнения по автоматизации и дифференциации звуков

Для законных представителей  учащихся

28.03.2024

8:35 - 9:05

Обучение рассказыванию детей младшего школьного возраста, как средство развития связной речи

Для учителей I ступени общего среднего образования

25.04.2024

8:35 - 9:05

Памятка для родителей «Как приобщить ребенка к чтению?»

Для законных представителей  учащихся

30.05.2024

8:35 - 9:05

Итоги коррекционной работы за 2023/2024 учебный год

Для законных представителей  учащихся

Для учителей I ступени общего среднего образования

 

 

План работы с педагогами, работающими в классах интегрированного и обучения и воспитания на 2023/2024 учебный год

№ п/п

Содержание

Время проведения

Ответственные

Отметка о выполнении

1.      

ИМС с учителями, работающими в классах интегрированного обучения и воспитания «Современное нормативное правовое, научно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания»

Август

Бубен В.Б., зам.директора по УР

Бардадын М.М.

 

 

2.      

Индивидуальные консультации для педагогов по составлению КТП по учебным предметам в классах интегрированного обучения и воспитания

Август

Бардадын М.М.

 

 

3.      

Консультация «Обеспечение коррекционной и практической направленности процесса обучения учащихся с ОПФР»

Педагогические рекомендации по работе с учащимися с ОПФР

Сентябрь

Бардадын М.М.

 

 

 

 

 

 

4.      

Консультирование педагогов по теме: «Осуществление контрольно-оценочной деятельности в классах интегрированного обучения и воспитания»

Ноябрь

Бардадын М.М.

 

 

5.      

Выступление на заседании МО учителей I ступени общего среднего образования «Использование на коррекционных занятиях современных коммуникационных технологий и интернет-ресурсов»

Декабрь

Бардадын М.М.

 

 

6.      

Выступление на совещании при директоре «Анализ работы учителя-дефектолога в классах интегрированного обучения и воспитания за 1 полугодие 2023/2024 учебного года»

Декабрь

Бардадын М.М.

 

 

7.      

Выступление на заседании МО учителей I ступени общего среднего образования «Методика коррекционно-педагогической работы с учащимися с трудностями в обучении на I ступени общего среднего образования»

Март

Бардадын М.М.

 

8.      

Выступление на совещании при директоре «Итоги работы учителя-дефектолога за 2023/2024 учебный год»

Май

Бардадын М.М.

 

 

9.      

Консультации по запросу

В течение года

Бардадын М.М.

 

 

План работы с родителями учащихся классов интегрированного и обучения и воспитания на 2023/2024 учебный год

№ п/п

Содержание

Время проведения

Ответственные

Отметка о выполнении

1.      

Выступление на родительском собрании

«Особенности развития познавательных процессов у детей с ОПФР».

 Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов

Сентябрь

Бардадын М.М.

 

 

2.      

Индивидуальные консультации по результатам диагностики познавательных процессов обучающихся с ОПФР

Сентябрь

Бардадын М.М.

 

 

 

 

 

 

3.      

Индивидуальные беседы «Домашние задания – неотъемлемая часть образовательного процесса»

Октябрь

Бардадын М.М.

 

 

4.      

Консультация «Поможем ребенку сосредоточиться. Развитие внимания ребенка школьного возраста с особенностями психофизического развития»

Ноябрь

Бардадын М.М. (По материалам Ясевич О.В., педагога-психолога УО «ГЛР ЦКРОиР»)

 

5.      

Индивидуальные консультации по результатам учебной деятельности обучающихся с ОПФР за 1-ое полугодие 2023/2024 учебного года

Декабрь

Бардадын М.М.

 

 

6.      

Консультация «Детско-родительские отношения: влияние наказаний и поощрений на развитие личности ребенка с ОПФР»

Январь

Бардадын М.М. (По материалам Ясевич О.В., педагога-психолога УО «ГЛР ЦКРОиР»)

 

  6.

Консультация

«Готовимся к прохождению ПМПК. Алгоритм действия при определении образовательного маршрута ребенка с ОПФР»

Февраль

Бардадын М.М.

 

   7.

Памятка для родителей «Как приобщить ребенка к чтению?»

Март

Бардадын М.М.

 

8.

Индивидуальные  консультации по результатам диагностики познавательных процессов обучающихся с ОПФР, по результатам учебной деятельности обучающихся с ОПФР за 2023/2024 учебный  год «Итоги и перспективы».

Май

Бардадын М.М.

 

 

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимся к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь Об образовании).

 

Цель интегрированного обучения: способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития.

 

Задачи интегрированного обучения:

  • освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
  • исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
  • обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;
  • создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;
  • формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;
  • формирование позитивно ориентированной личности;
  • профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.

 

Интегрированное обучение - это что такое?

Каждый ребенок имеет право на поддержку со стороны своих родителей и общества, чтобы расти, учиться и развиваться с ранних лет. А достигнув школьного возраста, дети должны ходить в школу и нормально восприниматься как учителями, так и сверстниками. Когда дети независимо от их различий получают образование вместе, все получают выгоду - это краеугольный камень инклюзивного образования.

Суть такого обучения заключается в том, что учащиеся разного уровня развития умственных и физических способностей учатся бок о бок в одном классе. Они с удовольствием посещают полевые и послешкольные мероприятия, вместе участвуют в ученическом самоуправлении, ходят на те же спортивные встречи, играют в игры.

Интегрированное обучение - это процесс, в котором ценится разнообразие и уникальный вклад каждого ученика в классе. В настоящей инклюзивной обстановке каждый ребенок чувствует себя в безопасности и имеет чувство принадлежности к группе. Учащиеся и их родители участвуют в определении образовательных целей и принятии решений, а у школьного персонала имеется достаточный уровень квалификации, поддержка, гибкость и ресурсы для воспитания, поощрения и удовлетворения потребностей всех учащихся.

 

Почему это так важно?

Интегрированное обучение обеспечивает более качественное образование детей и способствует изменению дискриминационных взглядов. Школа знакомит ребенка с миром вне их семей, помогает развивать социальные отношения и взаимодействия. Уважение и понимание возрастают, когда учащиеся с разными способностями и опытом играют, общаются и учатся вместе.

Интегрированное обучение детей не исключает и не разделяет членов коллектива, не способствует дискриминации по отношению к традиционно маргинализованным группам. Ведь индивидуальное специальное образование не гарантирует успех детям, которые нуждаются в особом внимании. Школы, которые обеспечивают поддержку и создают соответствующие условия интегрированного обучения, демонстрируют гораздо лучшие результаты.

 

Основные элементы интегрированного обучения

Привлечение помощников, преподавателей или специалистов, которые будут помогать учителям в удовлетворении всех потребностей и нужд учащихся, работая со всей группой. Адаптированная учебная программа для детей с особыми образовательными потребностями. Участие родителей. Большинство школ стремятся к определенному уровню участия со стороны родителей, но часто это ограничивается лишь собраниями один раз в четверть.

 

Для всех и каждого!

Интегрированное обучение - это принятие всех детей в обществе, независимо от их физического, интеллектуального, социального или языкового развития. Группа часто включает детей из неблагополучных групп населения, а также представителей всех рас и культур. В классе прекрасно сосуществуют одаренные ученики и ребята с ограниченными физическими возможностями. Интеграция, конечно, не произойдет мгновенно, для нее требуется тщательное планирование, позитивное отношение, определенная модель поведения, использование необходимой специализированной поддержки, словом, нужно все для того, чтобы дети почувствовали себя частью школы, активно участвовали в системе образования, а затем стали полноправными членами общества.

Главная обязанность школьных учреждений заключается в том, чтобы охватить разнообразные и особые потребности всех учащихся, выявлять и минимизировать барьеры на пути обучения и общения, создавать толерантную и уважительную атмосферу, в которой каждый человек воспринимается как ценная личность. Таким образом, всем детям должна быть оказана поддержка, в которой они нуждаются, чтобы в будущем добиться успеха и найти себя в современном мире и обществе.

 

Преимущества интегрированного обучения

Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка. Вовлечение родителей в культурную, воспитательную и учебную деятельность школы. Формирование школьной культуры, уважения и сопричастности. Интегрированное обучение дает возможность узнать и принять индивидуальные различия, что позволит устранить риск появления преследований и издевательств в коллективе. Развитие дружеских отношений с широким кругом других детей, понимание их индивидуальных потребностей и способностей.

 

Новая система функционирования

Интегрированное обучение не является обязательным. В первую очередь стоит опираться на мнение родителей и желание самого ребенка. Грубо говоря, интеграция - это объединение отдельных составляющих в одно целое. Что касается образования, то нельзя назвать этот процесс чисто механическим объединением здоровых детей и детей с какими-либо отклонениями. Это сложный набор взаимодействий между детьми, педагогами, специалистами по коррекции. Это не что-то локальное, ведь нужен целостный системный подход в организации деятельности школы по всем направлениям.

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

ПОЛОЖЕНИЕ о пункте коррекционно-педагогической помощи от 25 июля 2011 г. № 131

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Организация и содержание работы в пунктах коррекционно - педагогической помощи" от 25 мая 2011 г.

ИНСТРУКТИВНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО "Об организации коррекционно - педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития при получении ими дошкольного или общего среднего образования" 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "Об утверждении Инструкции о порядке выявления детей с особенностями психофизического развития и создания банка данных о них" от 05.09.2011 № 253

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования" от 12 июня 2014 г. N 75

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования" от 22 декабря 2011 г. № 128

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О типовых штатах и нормативах численности работников начальных, базовых, средних, вечерних, специальных общеобразовательных, вспомогательных школ, гимназий, лицеев" от 16 января 2007 г. № 4

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О внесении изменений в постановления Министерства образования Республики Беларусь от 16 января 2007 г. № 4 и от 26 декабря 2007 г. № 101" ОТ 28 августа 2008 № 75

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "Об утверждении перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпренимателей, с указанием сроков хранения" от от 24 мая 2012 г. N 104

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней" от 24 января 2008 г. № 100

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников и признании утратившими силу отдельных постановлений Министерства образования Республики Беларусь" от 05 сентября 2011 г. № 255

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 27 декабря 2012 г. N 206 об утверждении санитарных норм и правил "требования для учреждений общего среднего образования" и признании утратившими силу некоторых постановлений министерства здравоохранения республики беларусь и их отдельных структурных элементов (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63, от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35)