РУС БЕЛ ENG

Родительский университет

Семья-это громкое слово!
Семья-это звонкое слово!
Семья-это слово важное,
Об этом вам скажет каждый.
Семья-это солнце светит,
Семья-это звезды на небе,
Семья-это все любовь.
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим Вам!..

    Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Кодекс о браке и семье

Кодекс об образовании РБ

Инструктивно-методическое письмо
«Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году»

 

 

 

План родительских собраний

и занятий в рамках проекта «Родительский университет»

в 2023/2024 учебном году

 

Класс

 

Родительское собрание

Дата

Родительский университет

1

Организация учебного процесса во 1 классе.

сентябрь

Адаптация учащихся в I классе 

 

Кризис детей 7 лет. Итого I четверти

ноябрь

Режим дня школьника

 

Учёба и игра в жизни первоклассника. Итоги полугодия

январь

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка 

 

Пути формирования сознательного интереса к обучению у учащихся 1 класса

апрель

Положительные эмоции в жизни школьника

 

Роль совместного отдыха родителей и ребёнка. Итоговое собрание

май

 

2

Организация учебного процесса во 2 классе. Правила выполнения домашнего задания

октябрь

Как родители могут помочь ребенку учиться

 

Как помочь ребёнку полюбить чтение. Итоги I полугодия

декабрь

Главные правила здорового образа жизни

 

Роль семьи в формировании объективной самооценки школьника

февраль

Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка 

 

Воспитываем добротой. Итоги года

май

Трудовое воспитание детей в семье

3

Особенности образовательного процесса в 3 классе

сентябрь

Значение школьной отметки в жизни ребенка (беседа)

 

Конфликты и пути их разрешения

декабрь

Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

 

Детство без слёз (психическое и физическое насилие в семье)

январь-февраль

Здоровая семья – здоровый ребенок.

 

Семейные традиции. Любимые рецепты нашей семьи

апрель

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

4

Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочное

сентябрь

Возрастные психофизические особенности учащихся 4 класса

 

игровая и компьютерная зависимость у детей

декабрь

Как научить своего ребенка жить в мире людей

 

Самостоятельность и ответственность

февраль

Ребенок и компьютер

 

Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения

май

Книга в жизни школьника

5

Психологические особенности учащихся. Что такое адаптация в 5 классе

сентябрь

Адаптация ребёнка в новом коллективе

 

Поощрение и наказание детей в семье

ноябрь

Ребёнок среди сверстников

 

Результативность школьного урока. От чего она зависит?

февраль

Ваш ребёнок вырос

 

Проблемы общения и их значение в жизни школьника

май

Меры наказания и поощрения в современной семье

6

Особенности организации образовательного процесса в 2023/2024 учебном году

октябрь

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

 

Физическое развитие школьника и пути его совершенствования

декабрь

Профилактика проблемного поведения подростков

 

Проблемы общения и их значение в жизни школьника

март

Безопасность подростков в сети Интернет.

 

Организация досуга несовершеннолетних. Подведение итогов года

май

Организация летнего отдыха подростков.

7

Особенности организации образовательного процесса в 2023/2024 учебном году

сентябрь

Психологические и физиологические особенности семиклассников 

 

Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

ноябрь

Профилактика правонарушений подростков 

 

О подростковых неврозах

февраль

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста 

 

Быть всегда рядом

апрель

Как повысить учебную мотивацию подростков 

8

Вызывающее поведение подростков: как реагировать и что делать? 

октябрь

 Жизненные цели подростков 

 

Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.

декабрь

Как уберечь подростка от насилия

 

Час общения

март

Осторожно: суицид 

 

Стили воспитания в семье

май

Культура поведения в конфликтных ситуациях

9

Помощь семьи в профессиональной ориентации ребёнка

сентябрь

Портрет современного подростка

 

Здоровый образ жизни как залог успешной работы школьника

ноябрь

Агрессия, её причины и последствия

 

Способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций

февраль

Формирование здорового образа жизни

 

Права и обязанности ребенка: поиск равновесия

апрель

Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

10

Здоровье современных детей

сентябрь

Здоровье – это жизнь

 

Всё начинается с семьи

ноябрь

Первая любовь в жизни вашего ребёнка

 

Проблемы родителей в общении с подростком, конфликты и пути их разрешения

февраль

Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек

 

Профессии, которые выбирают наши дети

апрель

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе

11

Правовые основы образовательного процесса

октябрь

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении

 

Значимость выбора в жизни человека

декабрь

Как уберечь ребёнка от зависимостей

 

Помощь выпускникам в период подготовки к итоговой аттестации

март

Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни

 

Вот и выросли наши дети

май

Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам

 

ПОЛОЖЕНИЕ о родительском университете ГУО «Дитвянская средняя школа»

 
  1. Общие положения

1.1. «Родительский университет» является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3.Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5. Работу  родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

1.6.Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет  заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.

  1. Цели, задачи и направления деятельности, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания родительского университета является:

создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

формировать ценностно-смысловые основы родительства;

актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания(формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.3. Основные направления деятельности родительского университета

организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

гражданское: о путях развития образования, школы.

консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

взаимодействие с другими родительскими университетами.

2.4. Три ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

2.5. Формы проведения занятий

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

  1. Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания родительского университета:

создается на базе ГУО «Дитвянская средняя школа»;

создается  на основании  приказа директора школы и настоящего Положения;

координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

занятия проводятся один раз в четверть;

родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

на школьном интернет-сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет».

3.2. Координатор родительского университета:

несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;

координирует деятельность родительского университета;

осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами;

подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;

ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;

в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы сотрудниками Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

3.7.Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

  1. Структура родительского университета.

4.1.Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2.Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности –  учебные кабинеты, компьютерные классы, методические кабинеты, библиотеки и др.

4.3.Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.

  1. Документация

приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения образования;

Положение о родительском университете;

план работы на учебный год;

методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

  1. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.